Стратегии и методы закупки товаров
Традиционно, роль службы закупок заключается в обеспечении доступности сырья, оборудования и промышленных материалов, необходимых для производства. Переоценить важность данной службы невозможно, ведь успешная стратегия закупок позволит компании получать стабильную прибыль, а, в свою очередь, проблемы со стратегией могут привести к серьезным убыткам.
В подтверждение данного суждения можно привести ситуацию, которая произошла с гигантом пищевой индустрии KFC в 2018 году.
Компания долгое время успешно развивалась, превратившись из одного ресторана в Кентукки в огромную транснациональную корпорацию. Казалось бы, никакой инцидент не способен сильно навредить компании, но это, к сожалению, не так. В марте 2018 года стратегия закупок KFC дала сбой. Он заключался в проблемах поставки курицы, и каждый ресторан франшизы остался без сырья. Да, KFC устоял, но это произошло лишь благодаря гениальному маркетинговому ходу, который применило руководство компании.
Вывод из ситуации следующий: стратегия закупок является крайне важным компонентом в успешном ведении бизнеса.
6 составляющих успешной стратегии
Общую стратегию закупок можно разделить на шесть логических частей. Данное разделение поможет понять логику, по которой происходит этот процесс, и по пунктам осуществлять более эффективную стратегию.
-
Гарантия поставок. Любая стратегия предусматривает гарантию того, что поставки будут продолжаться в любом случае. Следует предусматривать все возможные изменения, которые могут кардинально пересматривать многие аспекты компании, и упреждать их. То есть закупки должны быть бесперебойными в любом случае, и ваша компания не должна остаться без необходимого сырья или оборудования.
-
Снижение затрат. Какой бы выгодной не была ваша стратегия на данный момент, всегда нужно обращать внимание на возможность снизить затраты на закупочные операции. Мир развивается, технологии тоже не стоят на месте, и если появляется какой-нибудь новый метод производства или закупок, то нужно обязательно на него переходить. В противном случае, эти могут воспользоваться ваши конкуренты.
-
Качество цепей поставок. Вся суть закупки - в цепях поставок, где каждое звено цепи выполняет свою функцию. И эти звенья должны функционировать на высшем уровне. Конечно, собрать идеальную цепь не получится, да и ее членов время от времени придется менять, так что задача №1 для каждой компании - обеспечить бесперебойную коммуникацию всех звеньев между собой. Это поможет упредить возможные неурядицы и решить уже существующие.
-
Динамичность окружающей среды. Как уже было сказано, мир меняется. Изменения могут коснуться экономической, кадровой, организационной системы, которые могут существенно повлиять на стратегию закупок. Потому ваша задача - предвидеть все возможные изменения и уметь использовать их в целях получения долгосрочного преимущества.
-
Обеспечение конкурентоспособности. В делах больших корпораций конкурентное преимущество может зависеть от самых, казалось бы, незначительных фактов. Превосходство над конкурентами в технологическом плане недолговечно: соперники могут заполучить вашу технологию, так что добиваться истинного и долгосрочного преимущества следует более эффективной стратегией закупок, менеджментом и качеством продукции.
-
Управление рисками. Даже при самой эффективной закупочной стратегии есть шанс потерять деньги из-за неконтролируемых вами происшествий. Потому следует всегда держать руку на пульсе и контролировать риски. Среди них риски нарушения потока товаров и услуг (как в ранее описанном случае с KFC), риски роста закупочной цены определенной продукции и репутационные риски.
Типы стратегий закупок
Главные критерии, по которым разделяют данные стратегии - это объемы и сроки поставок. И в зависимости от данных характеристик, стратегия может быть либо ресурсной, либо стратегией поставок. Разберем подробнее каждую из них.
Ресурсные стратегии
Данный тип закупочной стратегии наиболее распространен среди небольших компаний, где контроль за поставками производится в контексте всех ресурсов компании. Говоря простым языком, такие стратегии имеют более простую и эффективную схему, но при больших объемах и множестве различных наименований продукции они не эффективны.
В свою очередь, ресурсные стратегии можно подразделить на стратегии ресурсосбережения и привлечения ресурсов.
-
Стратегия ресурсосбережения - это тот тип стратегии, при котором основные силы отдела закупок направлены на сокращение расходов. Это происходит за счет оптимизации структуры и цепочки закупки, использования новых технологий, применения более выгодных логистических решений и т.д.
-
Стратегия привлечения ресурсов, наоборот, бросает все свои силы на получение инвестиций, и потому получает большую свободу в выборе поставщиков, материалов и т.д.
Стратегии поставок
Данная система более сложная, чем предыдущая, но благодаря ей возможно функционирование четкой и слаженной стратегии закупок на больших предприятиях, в сетях и ТНК.
Эта стратегия также имеет классификацию на два типа. Чем они отличаются, будет описано ниже.
-
"Тянущая" стратегия предусматривает регулярные поставки небольшими партиями. У компаний, построенных на данной системе, чаще всего отсутствуют складские помещения, и вся поставляемая продукция реализуется в срок. Плюсы данной системы в слаженности и точности поставок, отсутствии необходимости страховых запасов, а также в небольшом количестве поставщиков. Среди минусов - совершенная неспособность компании существовать, если произойдет какой либо сбой, и трудная адаптация новых поставщиков в систему.
-
"Толкающая стратегия" значительно проще по своей структуре и более выгодна материально, но стабильной ее сложно назвать. Ее суть состоит в закупках крупных партий у самых разных поставщиков, и, как правило, нерегулярно. Плюсы - независимость от конкретного поставщика и возможность найти нужное сырье по более низкой цене. Так же простота данной схемы позволит без проблем ее менять, что сделает, к примеру, переход на новые материалы, менее болезненным. Но минусы у схемы тоже имеются. Необходимо поддерживать на определенном уровне страховой запас и постоянно контролировать закупки, так как все операции производятся вручную.